Сегодня Тамбовская область активно развивается, сохраняя культурные традиции и профессиональное искусство. Важную роль в этом процессе играют тамбовские художники. Яркая, самобытная и многоплановая палитра их произведений пробуждает стремление к прекрасному, призывает задуматься над вечными вопросами, утверждает непреходящие ценности. Вместе с тем, продолжая традиции выдающихся предшественников, художники русской глубинки близко к сердцу принимают проблемы и реалии сегодняшнего дня, совершают благородное дело духовного воспитания наших современников. Творчество нескольких поколений художников тамбовского края показывает преемственность школ, их творческих позиций, разнообразие и индивидуальность поисков, что является, несомненно, важным, актуальным и интересным событием, сохраняющие лучшие традиции нашей культуры.
19 век
Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927 гг.)
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно
из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Живописец, народный художник России, академик.
Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Хоть и родился великий художник Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, корни его рода напрямую связаны с Тамбовской губернией. В селе Ольшанка Уваровского района находилось имение его дяди Леонида Алексеевича Воейкова. Сюда он
нередко приезжал погостить и здесь он начал проявлять себя как пейзажист. В 1887 году Василий Поленов переезжает в Москву. В первопрестольной он впоследствии напишет одни из самых популярных своих полотен: "Московский дворик" и "Бабушкин сад". Лето этого года, и последующие несколько лет он проводил в имении своего дяди, где впервые решил попробовать писать лирические пейзажи. Здесь он напишет четыре пейзажа: "Заросший пруд", "Старая Ольшанка",
"Пруд в парке.
Ольшанка", "Старая мельница". Картина «Пруд в
парке. Ольшанка» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.
Среди вершин творчества художника полотно «Бабушкин сад», составившее целую
эпоху в русском пейзаже. Искусствоведы, описывая картины Поленова,
отмечают его великолепные пейзажи родной природы: " Природа очень
человечная в изображении художника, светлая и
радостная, всегда значительнее
для него, чем сам человек...".
20 век
Герасимов Александр Михайлович (1881–1963)
Герасимов А. М. ,
русский художник. Родился в Козлове (ныне Мичуринск) 31 июля (12 августа) 1881
в купеческой семье. Окончил (в 1915) Московское училище живописи, ваяния и
зодчества; среди его наставников были А.Е.Архипов, К.А.Коровин и В.А.Серов.
Испытал большое влияние импрессионизма. Жил и работал в Козлове (1918–1925) и
Москве (с 1925). После
службы в армии Герасимов с 1918 по 1925 год почти безвыездно жил в Козлове,
много рисовал, работал художником-декоратором в театре, организовал
"Коммуну творчества козловских художников".
А.М. Герасимов
почти ежегодно на всё лето приезжал в родной город, где много работал, встречался с мичуринскими
художниками. Он любил старый отцовский дом, где продолжали жить его близкие.
Бюст А.М. Герасимову |
В Мичуринске
на тихой улочке, носящей теперь имя художника, сохранился дом, где прошло его
детство, куда он любил приезжать. В 1977 году здесь открыт мемориальный
музей-усадьба А.М. Герасимова. Восстановлены жилые интерьеры, сохранилось много
вещей, которые принадлежали и самому художнику, и членам его семьи. В бывшей
летней мастерской восстановлен рабочий уголок Герасимова. Восстановлена
также
ранее утраченная деревянная терраса. в которой был написан известный натюрморт
"После дождя. Мокрая терраса".
Видео из музея-усадьбы "50 лет без А.М. Герасимова"
Работы художника А.М. Герасимова
Мемориальный музей-усадьба А.М. Герасимова |
Видео из музея-усадьбы "50 лет без А.М. Герасимова"
Работы художника А.М. Герасимова
Фонвизин
Артур Владимирович (1882-1973 г.)
А. В. Фонвизин родился в семье
лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен за устройство не
разрешенной начальством выставки. В 1904-06 гг. продолжил образование в
Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первом десятилетии века был активным
и заметным участником громких выставок, таких как "Голубая роза", "Венок",
Салонов "Золотого руна", "Венок-Стефанос", "Мир
искусства".С 1914 года переехал в Тамбовскую губернию (село
Карандеевка Инжавинского района. В 1920-х гг. стал членом объединения
"Маковец", преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в
нижегородском художественном техникуме.
Сегодня Фонвизин более известен как
непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он окончательно
избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил
романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с
праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими
воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры
воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным
образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Создал
серию портретов тамбовских актеров, написал панно «Свобода». Для работы
над пейзажами он часто выезжает в тамбовские села.
Фонвизин
Артур Владимирович (1882-1973 г.)
А. В. Фонвизин родился в семье
лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен за устройство не
разрешенной начальством выставки. В 1904-06 гг. продолжил образование в
Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первом десятилетии века был активным
и заметным участником громких выставок, таких как "Голубая роза", "Венок",
Салонов "Золотого руна", "Венок-Стефанос", "Мир
искусства".С 1914 года переехал в Тамбовскую губернию (село
Карандеевка Инжавинского района. В 1920-х гг. стал членом объединения
"Маковец", преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в
нижегородском художественном техникуме.
Сегодня Фонвизин более известен как
непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он окончательно
избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил
романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с
праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими
воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры
воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным
образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Создал
серию портретов тамбовских актеров, написал панно «Свобода». Для работы
над пейзажами он часто выезжает в тамбовские села.
Лёвшин
Алексей Иванович ( 27.03.1889-09.05.1972 гг.)
Родился
в селе Никольском Тамбовского уезда в крестьянской семье. В 1900 году окончил
трёхклассную земскую школу и переехал в Тамбов, поступил учеником в
мастерскую вывесок, затем – в Тамбовские вагоноремонтные мастерские живописцем
малярного цеха. В 1907 году А. И. Лёвшин посещал студию Общества любителей
художеств, которой руководил талантливый живописец Н. М. Шевченко; с 1908 по
1913 год учился в Пензенском художественном училище и окончил его со званием
профессионального рисовальщика.
Мост через р. Студенец в Тамбове.
Гравюра А.И. Лёвшина. 1960-е гг.
В 1917 году А. И. Лёвшин был призван в армию и занимался в Московской
военной школе маскировки, где преподавали известные русские художники К. А.
Коровин, П. П. Кончаловский, И. И. Машков. После службы в Красной Армии Алексей Иванович вернулся в Тамбов и
посвятил себя преподавательской деятельности. Времени на творчество оставалось мало, но Алексей
Иванович вдохновенно писал пейзажи родного Тамбовского края: «Сампур. Берег
Цны», «Берег Цны», «Ветка с яблоками». Лёвшин - один из организаторов Тамбовского Союза художников, детских
художественных школ в Тамбове, Мичуринске, Моршанске. В 1950
– 1970-е годы Лёвшин занимался портретной живописью: писал портреты рабочих,
колхозников, представителей интеллигенции. Лучшие произведения художника хранятся
и экспонируются в Тамбовской областной картинной галерее. Алексей
Иванович передает богатство форм и красок природы, неповторимость их сочетания
в своих картинах. И он любил нашу природу, которая у него в произведениях
превращалась в пейзажи родной стороны
Поэт
В. Журавлев посвятил ему сердечное четверостишие:
«Запишу
я строки, глядя на ночь,
И
встряхну седою головой,
Славный
Вы художник, Алексей Иваныч,
Главное,
влюблённый в край родной».
Родился
в селе Никольском Тамбовского уезда в крестьянской семье. В 1900 году окончил
трёхклассную земскую школу и переехал в Тамбов, поступил учеником в
мастерскую вывесок, затем – в Тамбовские вагоноремонтные мастерские живописцем
малярного цеха. В 1907 году А. И. Лёвшин посещал студию Общества любителей
художеств, которой руководил талантливый живописец Н. М. Шевченко; с 1908 по
1913 год учился в Пензенском художественном училище и окончил его со званием
профессионального рисовальщика.
Мост через р. Студенец в Тамбове. Гравюра А.И. Лёвшина. 1960-е гг. |
В 1917 году А. И. Лёвшин был призван в армию и занимался в Московской
военной школе маскировки, где преподавали известные русские художники К. А.
Коровин, П. П. Кончаловский, И. И. Машков. После службы в Красной Армии Алексей Иванович вернулся в Тамбов и
посвятил себя преподавательской деятельности. Времени на творчество оставалось мало, но Алексей
Иванович вдохновенно писал пейзажи родного Тамбовского края: «Сампур. Берег
Цны», «Берег Цны», «Ветка с яблоками». Лёвшин - один из организаторов Тамбовского Союза художников, детских
художественных школ в Тамбове, Мичуринске, Моршанске. В 1950
– 1970-е годы Лёвшин занимался портретной живописью: писал портреты рабочих,
колхозников, представителей интеллигенции. Лучшие произведения художника хранятся
и экспонируются в Тамбовской областной картинной галерее. Алексей
Иванович передает богатство форм и красок природы, неповторимость их сочетания
в своих картинах. И он любил нашу природу, которая у него в произведениях
превращалась в пейзажи родной стороны
Поэт
В. Журавлев посвятил ему сердечное четверостишие:
«Запишу
я строки, глядя на ночь,
И
встряхну седою головой,
Славный
Вы художник, Алексей Иваныч,
Главное,
влюблённый в край родной».
Алексей Павлович Краснов (18.91.1923 - 12.09.1998 гг.)
Одним из таких художников стал живописец, народный художник Краснов Алексей Павлович. Он родился в Старой Тамбовке Мезилинского уезда. В 1937 году А. П. Краснов поступил в Ижевское художественное училище, но из-за материальных трудностей вынужден был оставить учёбу. А в декабре 1942 года ушёл добровольцем на фронт. Под Киевом был тяжело ранен и демобилизован. В творчестве он часто обращался к теме войны, создавая полотна, полные глубокого внутреннего напряжения и выразительности: «За землю родную», «Подвиг Якова Синёва», «Арест Тамары Дерунец», «Передача танковой колонны “Тамбовский колхозник”».
Но мечта стать профессиональным художником не оставляла А. П. Краснова. После войны он окончил Пензенское художественное училище, затем - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.После окончания института А. П. Краснов в 1955 году приезжает в Тамбов. Его первые самостоятельные картины отражают поиски своей темы в искусстве. Живописец чутко воспринял художественный подъём тех лет. Поиски героя привели его к деревенской теме, которая нашла воплощение в картине «Весна в МТС». Обобщённый образ современника отражён в ранних работах: «Семья», «Весна пришла».
Таисия Николаевна Емельянова (1911 - 2010 г.)
Немалый вклад в искусство Тамбовской области внесла Таисия Николаевна Емельянова. Она родилась в Тамбове. В 1928-1930 обучалась в Воронежском худ.-пед. техникуме, в 1930-1931 в Тамбовском худ. техникуме. С 1929 член Тамбовского отделения Ассоциации художников России. В 1934 окончила дирижерско-хоровое отделение Тамбовского муз. училища, в 1938 - кл. фортепьяно, в 1945 - кл. сольного пения того же училища. В 1935-1941 работала организатором и первым директором музыкальной школы пос. Пороховой завод (с 1940 г. Котовск). Затем работала преподавателем фортепьяно, концертмейстером Тамбовского музыкального училища (1941-1966), преподавателем рисования педагогического училища № 1 (1945-1956). Во время Великой Отечественной войны, как певица и пианистка, выступала с концертными бригадами в войсковых частях и госпиталях, как художник, оформляла «Окна ТАСС», рисовала плакаты патриотической и антифашистской тематики. Член Союза художников СССР с 1939. Участница выставок с 1937. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов.
Никиреев Станислав Михайлович
(7.11.1932 - 24.08.2007)
Станислав Михайлович Никиреев родился в 1932 году в г. Мичуринске Тамбовской области, в семье рабочего. Учился в городской художественной школе, затем в Пензенском художественном училище. В 1963 году закончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова по классу известного художника-графика Е. А. Кибрика.
С. М. Никиреев - блестящий мастер офорта. Виртуозные и филигранные листы, выполненные его рукой, отличаются особым изысканным вкусом, тонкостью восприятия натуры - и поразительной художественной достоверностью.
Излюбленные мотивы художника - маленькие русские города, полные своеобразного очарования старины, памятные места, связанные с дорогими русскому сердцу именами и событиями, поэтические уголки среднерусской природы. В серебряное кружево своих пейзажей автор как бы вплетает живых участников композиций - человека, лошадь, собаку, птиц, отчего листы его наполняются теплым дыханием реальной жизни.
С. М. Никиреев - постоянный участник республиканских, всесоюзных и многих зарубежных выставок; его работы неоднократно отмечались различными наградами.В 1978 году С. М. Никирееву за создание высокохудожественных пейзажей Подмосковья; "Соловьиные места", "Весенний мотив", "Зимний пейзаж", "Сельский пейзаж" была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина. Награждён Серебряной и Золотой медалью Академии художеств России. Народный художник России. Действительный член Академии художеств России. Работы находятся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Министерства культуры Российской Федерации, Союза Художников России, более 80 музеев России и бывшего СССР.
Борис Михайлович Ольшанский (25 февраля 1956 г.)
Воспеватель своего родного края и родины, замечательный русский художник, Борис Михайлович Ольшанский, родился 25 февраля 1956 года, в Тамбове. Его родители – Михаил Федулович и Варвара Сергеевна – потомки зажиточных крестьян, которые испокон веков проживали в Тамбовской губернии.
Любовь к крестьянским обычаям и труду проявилась еще в детстве: будущий художник очень интересовался своим родом и историей родного края и собрал внушительное количество информации. Он тренировался в рисунке и живописи, рисуя с натуры или по памяти, однако чувствовал потребность в художественном образовании. По собственному признанию, такие этюды и зарисовки явились твердой основой для будущих академических знаний. Борис Михайлович считает, что академизм не сковывает творческий потенциал, как это принято считать: «Для тех, кто не доучился – это камень на шее, который позволяет увидеть собственное несовершенство» (Б. М. Ольшанский).
В 1980 году Борис Михайлович с отличием оканчивает художественное училище им. К.А. Савицкого в Пензе и поступает в Суриковский институт в Москве, который также успешно оканчивает в 1986 году.
Так как учился он в книжной мастерской под руководством профессора Дехтерева, во время проживания в Москве Ольшанский работает над иллюстрациями книг, газет и журналов. По возвращению он продолжил работу в газете «Литературный Тамбов», но с началом перестройки это занятие пришлось отложить, и молодой художник вплотную занялся живописью.В новом виде изобразительного искусства Ольшанского ожидал успех и с 1983 года он становится постоянным участником различных выставок, как на родине, так и за границей. В 1989 году Ольшанский вступил в союз художников СССР.
Первая персональная выставка Бориса Михайловича состоялась в 1993 году, в Тамбовской картинной галерее, где было представлено неимоверное количество работ: более 300. Далее последовали выставки в Центральном Доме Художника на Крымском Валу в Москве.
Г-н Педро и его инвестиционное финансирование помогли мне получить финансирование моего проекта с возвратом 2 ставок в обмен на сумму кредита в размере 500000,00 евро для финансирования моего проекта, и это было очень быстро и надежно, поэтому я посоветую любому здесь, ищущему кредиты, или инвесторам связаться г-н Педро на pedroloanss@gmail.com, спасибо.
ОтветитьУдалитьМною Тамбовским автором Виктором Леоновым в 2013 и в 2020 г.г. написаны и изданы две книги в 2-х томах о истории села Беломестная Криуша в Тамбовском районе в русле исторических событий Тамбовского края и процессов страны, под названием: 1-й том - "ВРЕМЕНА И ЛЮДИ. Исторические вехи села Беломестная Криуша" и 2-й том - "ВРЕМЕНА И ЛЮДИ. Беломестная Криуша в эпоху своего 200-летия". На страницах этих книг в двух томах повествуется о истории села Беломестная Криуша (в 22 км. от Тамбова) с зарождения его в 1816 году, о его более 200-летней истории, различных событиях и людях в разные времена и на разных этапах вплоть до наших дней в русле общественно-политических процессов страны. Все события и люди разных времен и эпох в книгах указаны реальные. Желающие приобрести книги могут обращаться ко мне, т.е. к автору книг В.С.Леонову на мою электронную почту ivs.tmb68@mail.ru
ОтветитьУдалить