Художники Тамбовского края

           Сегодня Тамбовская область активно развивается, сохраняя культурные традиции и профессиональное искусство. Важную роль в этом процессе играют тамбовские художники. Яркая, самобытная и многоплановая палитра их произведений пробуждает стремление к прекрасному, призывает задуматься над вечными вопросами, утверждает непреходящие ценности. Вместе с тем, продолжая традиции выдающихся предшественников, художники русской глубинки близко к сердцу принимают проблемы и реалии сегодняшнего дня, совершают благородное дело духовного воспитания наших современников. Творчество нескольких поколений художников тамбовского края показывает преемственность школ, их творческих позиций, разнообразие и индивидуальность поисков, что является, несомненно, важным, актуальным и интересным событием, сохраняющие лучшие традиции нашей культуры.    

19 век

Поленов  Василий  Дмитриевич (1844 - 1927 гг.)

Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Живописец, народный художник России, академик. 


Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.    Хоть и родился великий художник Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, корни его рода напрямую связаны с Тамбовской губернией. В селе Ольшанка Уваровского района находилось имение его дяди Леонида Алексеевича Воейкова. Сюда он

нередко приезжал погостить и здесь он начал проявлять себя как пейзажист. В 1887 году Василий Поленов переезжает в Москву. В первопрестольной он впоследствии напишет одни из самых популярных своих полотен: "Московский дворик" и "Бабушкин сад". Лето этого года, и последующие несколько лет он проводил в имении своего дяди, где впервые решил попробовать писать лирические пейзажи. Здесь он напишет четыре пейзажа: "Заросший пруд", "Старая Ольшанка", 
"Пруд в парке. 
Ольшанка", "Старая мельница". Картина  «Пруд в парке. Ольшанка» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Среди вершин творчества художника  полотно «Бабушкин сад», составившее целую эпоху в русском пейзаже. Искусствоведы, описывая картины Поленова, отмечают его великолепные пейзажи родной природы: " Природа очень человечная в изображении художника, светлая и
радостная, всегда значительнее для него, чем сам человек...".
20 век
Герасимов Александр Михайлович (1881–1963)

Герасимов А. М. , русский художник. Родился в Козлове (ныне Мичуринск) 31 июля (12 августа) 1881 в купеческой семье. Окончил (в 1915) Московское училище живописи, ваяния и зодчества; среди его наставников были А.Е.Архипов, К.А.Коровин и В.А.Серов. Испытал большое влияние импрессионизма. Жил и работал в Козлове (1918–1925) и Москве (с 1925). После службы в армии Герасимов с 1918 по 1925 год почти безвыездно жил в Козлове, много рисовал, работал художником-декоратором в театре, организовал "Коммуну творчества козловских художников".
А.М. Герасимов почти ежегодно на всё лето приезжал в родной город,  где много работал, встречался с мичуринскими художниками. Он любил старый отцовский дом, где продолжали жить его близкие. 
Родной край вдохновлял художника. Очень многие картины писались в Козлове-Мичуринске или создавались на местном материале: портреты Мичурина, "Прасол", "Женщина в платке", "Крестьянин с рыжими усами", тематические полотна "Тройка", "Зимняя дорога", "Бойня", "Деревенская баня", пейзажи "Большак", "Рожь", "После дождя", "Мокрая терраса", "Домик в Панском" и многие другие. Сам он до конца жизни оставался верен русской реалистической школе в живописи.
Бюст А.М. Герасимову

В Мичуринске на тихой улочке, носящей теперь имя художника, сохранился дом, где прошло его детство, куда он любил приезжать. В 1977 году здесь открыт мемориальный музей-усадьба А.М. Герасимова. Восстановлены жилые интерьеры, сохранилось много вещей, которые принадлежали и самому художнику, и членам его семьи. В бывшей летней мастерской восстановлен рабочий уголок Герасимова. Восстановлена
Мемориальный музей-усадьба А.М. Герасимова 
также ранее утраченная деревянная терраса. в которой был написан известный натюрморт "После дождя. Мокрая терраса".












Видео из музея-усадьбы "50 лет без А.М. Герасимова"

Работы художника А.М. Герасимова

Фонвизин Артур Владимирович      (1882-1973 г.)      


А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен за устройство не разрешенной начальством выставки. В 1904-06 гг. продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первом десятилетии века был активным и заметным участником громких выставок, таких как "Голубая роза", "Венок", Салонов "Золотого руна", "Венок-Стефанос", "Мир искусства".С 1914 года переехал в Тамбовскую губернию (село Карандеевка Инжавинского района. В 1920-х гг. стал членом объединения "Маковец", преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном техникуме.

Сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям.   Создал серию портретов тамбовских актеров, написал панно «Свобода». Для работы над пейзажами он часто выезжает в тамбовские села.


Лёвшин Алексей Иванович (27.03.1889-09.05.1972 гг.)

Родился в селе Никольском Тамбовского уезда в крестьянской семье. В 1900 году окончил трёх­классную земскую школу и переехал в Тамбов, посту­пил учеником в мастерскую вывесок, затем – в Там­бовские вагоноремонтные мастерские живописцем малярного цеха. В 1907 году А. И. Лёвшин посещал студию Общества любителей художеств, которой руководил талантливый живописец Н. М. Шевченко; с 1908 по 1913 год учился в Пензенском художественном училище и окончил его со званием профессионального рисовальщика.
Мост через р. Студенец в Тамбове.
Гравюра А.И. Лёвшина. 1960-е гг.

     В 1917 году А. И. Лёвшин был призван в армию и занимался в Мос­ковской военной школе маскировки, где преподавали известные русские художники К. А. Коровин, П. П. Кончаловский, И. И. Маш­ков. После службы в Красной Армии Алексей Иванович вернулся в Тамбов и посвятил себя преподавательской деятельности. Времени на творчество оставалось мало, но Алексей Иванович вдохновенно писал пейзажи родного Тамбовского края: «Сампур. Берег Цны», «Берег Цны», «Ветка с яблоками». Лёвшин - один из организаторов Тамбовского Союза художников, детских художественных школ в Тамбове, Мичуринске, Моршанске. В 1950 – 1970-е годы Лёвшин занимался портретной живописью: писал портреты рабочих, колхозников, представителей интеллигенции. Лучшие произведения художника хра­нятся и экспонируются в Тамбовской областной картинной галерее. Алексей Иванович передает богатство форм и красок природы, непо­вторимость их сочетания в своих картинах. И он любил нашу природу, которая у него в произведениях превращалась в пейзажи  родной стороны
Поэт В. Журавлев посвятил ему сердечное четверостишие:
«Запишу я строки, глядя на ночь,
И встряхну седою головой,
Славный Вы художник, Алексей Иваныч,
Главное, влюблённый в край родной».

Алексей Павлович Краснов  (18.91.1923 - 12.09.1998 гг.)

Одним из таких художников стал живописец, народный художник Краснов Алексей Павлович. Он родился в Старой Тамбовке Мезилинского уезда. В 1937 году А. П. Краснов поступил в Ижевское художественное училище, но из-за материальных трудностей вынуж­ден был оставить учёбу. А в декаб­ре 1942 года ушёл добровольцем на фронт. Под Киевом был тяжело ранен и демо­билизован. В творчестве он часто обращался к теме войны, создавая полотна, полные глубокого внутреннего напряжения и выразительности: «За землю родную», «Подвиг Якова Синёва», «Арест Тамары Дерунец», «Передача танковой колонны “Тамбовский колхозник”».

Но мечта стать профессиональным художником не оставляла А. П. Крас­нова. После войны он окончил Пензенское художественное училище, затем - Ленинград­ский институт живописи, скульп­туры и архитектуры им. И. Е. Репи­на.После окончания института А. П. Краснов в 1955 году при­езжает в Тамбов. Его первые само­стоятельные картины отражают по­иски своей темы в искусстве. Жи­вописец чутко воспринял художест­венный подъём тех лет. Поиски ге­роя привели его к деревенской те­ме, которая нашла воплощение в картине «Весна в МТС». Обобщён­ный образ современника отражён в ранних работах: «Семья», «Весна пришла».



Таисия Николаевна Емельянова (1911 - 2010 г.)

Немалый вклад в искусство Тамбовской области внесла Таисия Николаевна Емельянова. Она родилась в Тамбове. В 1928-1930 обучалась в Воронежском худ.-пед. техникуме, в 1930-1931 в Тамбовском худ. техникуме. С 1929 член Тамбовского отделения Ассоциации художников России. В 1934 окончила дирижерско-хоровое отделение Тамбовского муз. училища, в 1938 - кл. фортепьяно, в 1945 - кл. сольного пения того же училища. В 1935-1941 работала организатором и первым директором музыкальной школы пос. Пороховой завод (с 1940 г. Котовск). Затем работала преподавателем фортепьяно, концертмейстером Тамбовского музыкального училища (1941-1966), преподавателем рисования педагогического училища № 1 (1945-1956). Во время Великой Отечественной войны, как певица и пианистка, выступала с концертными бригадами в войсковых частях и госпиталях, как художник, оформляла «Окна ТАСС», рисовала плакаты патриотической и антифашистской тематики. Член Союза художников СССР с 1939. Участница выставок с 1937. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов.

Никиреев Станислав Михайлович
(7.11.1932 - 24.08.2007)


Станислав Михайлович Никиреев родился в 1932 году в г. Мичуринске Тамбовской области, в семье рабочего. Учился в городской художественной школе, затем в Пензенском художественном училище. В 1963 году закончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова по классу известного художника-графика Е. А. Кибрика.
С. М. Никиреев - блестящий мастер офорта. Виртуозные и филигранные листы, выполненные его рукой, отличаются особым изысканным вкусом, тонкостью восприятия натуры - и поразительной художественной достоверностью. 
Излюбленные мотивы художника - маленькие русские города, полные своеобразного очарования старины, памятные места, связанные с дорогими русскому сердцу именами и событиями, поэтические уголки среднерусской природы. В серебряное кружево своих пейзажей автор как бы вплетает живых участников композиций - человека, лошадь, собаку, птиц, отчего листы его наполняются теплым дыханием реальной жизни.

С. М. Никиреев - постоянный участник республиканских, всесоюзных и многих зарубежных выставок; его работы неоднократно отмечались различными наградами.В 1978 году С. М. Никирееву за создание высокохудожественных пейзажей Подмосковья; "Соловьиные места", "Весенний мотив", "Зимний пейзаж", "Сельский пейзаж" была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина. Награждён Серебряной и Золотой медалью Академии художеств России. Народный художник России. Действительный член Академии художеств России. Работы находятся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Министерства культуры Российской Федерации, Союза Художников России, более 80 музеев России и бывшего СССР. 


Борис Михайлович Ольшанский (25 февраля 1956 г.

Воспеватель своего родного края и родины, замечательный русский художник, Борис Михайлович Ольшанский, родился 25 февраля 1956 года, в Тамбове. Его родители – Михаил Федулович и Варвара Сергеевна – потомки зажиточных крестьян, которые испокон веков проживали в Тамбовской губернии. 
Любовь к крестьянским обычаям и труду проявилась еще в детстве: будущий художник очень интересовался своим родом и историей родного края и собрал внушительное количество информации. Он тренировался в рисунке и живописи, рисуя с натуры или по памяти, однако чувствовал потребность в художественном образовании. По собственному признанию, такие этюды и зарисовки явились твердой основой для будущих академических знаний. Борис Михайлович считает, что академизм не сковывает творческий потенциал, как это принято считать: «Для тех, кто не доучился – это камень на шее, который позволяет увидеть собственное несовершенство» (Б. М. Ольшанский). 
В 1980 году Борис Михайлович с отличием оканчивает художественное училище им. К.А. Савицкого в Пензе и поступает в Суриковский институт в Москве, который также успешно оканчивает в 1986 году. 
Так как учился он в книжной мастерской под руководством профессора Дехтерева, во время проживания в Москве Ольшанский работает над иллюстрациями книг, газет и журналов. По возвращению он продолжил работу в газете «Литературный Тамбов», но с началом перестройки это занятие пришлось отложить, и молодой художник вплотную занялся живописью.
В новом виде изобразительного искусства Ольшанского ожидал успех и с 1983 года он становится постоянным участником различных выставок, как на родине, так и за границей. В 1989 году Ольшанский вступил в союз художников СССР. 
Первая персональная выставка Бориса Михайловича состоялась в 1993 году, в Тамбовской картинной галерее, где было представлено неимоверное количество работ: более 300. Далее последовали выставки в Центральном Доме Художника на Крымском Валу в Москве. 




А подробнее с художниками нашего края можно познакомиться в этой работе "Художники Тамбовского края" (автор Новикова Татьяна)


Страницу оформили Юрова А. и Пустовалова Е.

2 комментария:

  1. Г-н Педро и его инвестиционное финансирование помогли мне получить финансирование моего проекта с возвратом 2 ставок в обмен на сумму кредита в размере 500000,00 евро для финансирования моего проекта, и это было очень быстро и надежно, поэтому я посоветую любому здесь, ищущему кредиты, или инвесторам связаться г-н Педро на pedroloanss@gmail.com, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Мною Тамбовским автором Виктором Леоновым в 2013 и в 2020 г.г. написаны и изданы две книги в 2-х томах о истории села Беломестная Криуша в Тамбовском районе в русле исторических событий Тамбовского края и процессов страны, под названием: 1-й том - "ВРЕМЕНА И ЛЮДИ. Исторические вехи села Беломестная Криуша" и 2-й том - "ВРЕМЕНА И ЛЮДИ. Беломестная Криуша в эпоху своего 200-летия". На страницах этих книг в двух томах повествуется о истории села Беломестная Криуша (в 22 км. от Тамбова) с зарождения его в 1816 году, о его более 200-летней истории, различных событиях и людях в разные времена и на разных этапах вплоть до наших дней в русле общественно-политических процессов страны. Все события и люди разных времен и эпох в книгах указаны реальные. Желающие приобрести книги могут обращаться ко мне, т.е. к автору книг В.С.Леонову на мою электронную почту ivs.tmb68@mail.ru

    ОтветитьУдалить